Эпистемологический дискурс в политарном обществе: противостояние ученого и иерократии
Васечко В.Ю. Эпистемологический дискурс в политарном обществе: противостояние ученого и иерократии // Наука как общественное благо: в 7 томах : сборник научных статей / науч. ред. и сост. Л.В. Шиповалова, И.Т. Касавина.. М.: Русское общество истории и философии науки, 2020. Т. 6. С. 12-15. ISBN 978-5-6045557-1-2.
Рассмотрена социокультурная ситуация, в которой находится индивид, занимающийся естественнонаучными и математическими исследованиями в политарном обществе (Древние Египет и Вавилон, Индия и Китай, средневековый арабо-мусульманский мир и др.). Главное внимание уделено сложным и конфликтным взаимоотношениям ученых и иерократии (клира). Ритуалы, совершаемые служителями культа, позиционируются ими как необходимое условие сохранения природного и социального миропорядка, тогда как суверенный когнитивный дискурс предполагает право ученого на свободный пересмотр существующих представлений о мире в целом и об отдельных деталях его устройства и эволюции. Исполнение ритуальных действий в формируемой работой ученых картине мира не может играть существенной роли. Как следствие, протонаучные концепции мироздания трактуются иерократией как богопротивные и еретические. Однако ученые при благоприятных условиях могут достаточно успешно противостоять клерикальному давлению и продолжать свою когнитивную деятельность.
The article describes the socio-cultural situation in which the individual working on scientific and mathematical problems turns out in a politary society (ancient Egypt and Babylon, India and China, medieval Arab-Muslim world, etc.). It focuses on the complex relationship between scientists and the hierocracy (clergy). Rituals, committed by clergy, positioned as a necessary condition for the preservation of the natural and social world order. On the contrary, sovereign cognitive discourse implies that the scientist has a right on free revision of existing views both on the world in general and specific details of its devices and evolution. The performance of rituals can not play any significant role in the picture of the world which is created by scholar's work. As a result, proto-scientific concepts of the universe are treated by hierocracy as godless and heretical. But scientists under favorable conditions can successfully resist this pressure and continue their cognitive activity.