УДК 329.11+329.3

Василенко Ю.В.
У истоков испанского традиционализма: случай падре Ф. Себальоса // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2014.– Т. 14. Вып. 1.– С. 77-92.

В статье проведен анализ политико-идеологической идентичности падре Ф. Себальоса (1732–1802) как одного из философов-схоластов, стоявших у истоков политической идеологии испанского традиционализма. Автор показывает много-составной характер политико-идеологической идентичности Себальоса, выявляет три ее составляющие: либерально-консервативную, традиционалистскую и потен-циально праворадикальную. Проанализировав интерпретации главного сочинения Себальоса «Ложная философия», автор приходит к выводу о характере его политико-идеологической идентичности как традиционалистской со склонностью к потенциально праворадикальному консерватизму. Свою аргументацию автор выстраивает на традиционалистских идейно-ценностных доминантах политиче-ского мышления Себальоса (католицизм и монархия), а также на его призывах к политическому насилию в отношении философов-просветителей. На примере Себальоса автор конструирует один из механизмов формирования праворади-кального консерватизма и правого радикализма в странах, относящихся к перифе-рийной модели развития политических идеологий в рамках евро-христианской цивилизации.

In the article, the author analyzes political and ideological identity of padre F. Zeballos (1732-1802) – one of scholastic philosophers who stays at the roots of modern Spanish traditionalist political ideology. The author demonstrates the multipartite character of Zeballos` political and ideological identity and reveals its three components: liberal-conservative, traditionalist, and, potentially, right-radical conservative. Through the interpretation of the main Zeballos` opus «The False Philosophy» the author concludes that Zeballos`s political and ideological identity is the traditionalist one, and it inclines toward potentially right-radical conservatism. The author`s arguments are based on traditionalist ideological and axiological dominants of Zeballos` political mind (Catholicism and Monarchy), and his calls for the political violation against the philosophers-enlighteners. Using the Zeballos` case, the author constructs a mechanism of the right-radical conservatism and right radicalism, which exists in European Christian countries such as Italy, Spain and Germany, as well as in Eastern European ones.

Полный текст>>