УДК 1(091)

Малышев М.А.
Эмиль Мишель Чоран: развенчание иллюзий существования человека // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2014.– Т. 14. Вып. 1.– С. 5-27.

Cтатья посвящена исследованию иллюзий в творчестве Эмиля Чорана, французского мыслителя румынского происхождения. Чоран называет себя скептиком, но его скептицизм не сводится ни к отрицанию, ни просто к сомнению, а включает стремление к ясности, а следовательно – к многогранности постижения жизни человека. Как мыслитель-скептик Чоран раскрывает ряд фундаментальных иллюзий, свойственных человеческому существованию: одержимость славой и утопической погоней за светлым будущем, а также обнажает парадоксы, связанные с про-блемами смерти и самоубийства. Согласно его экзистенциальному скептицизму в онтологическом плане небытие имеет те же права, что и бытие, ибо все что сущест-вует, рано или поздно обречено на забвение. Отсюда следует его предостережение по поводу как поспешных и безапелляционных суждений, так и попыток построения универсальных философских систем. Философия Чорана связана со стремлением во всяком явлении видеть его антипода, с принципами приоритета экзистенциального сомнения над безоглядной верой. Согласно мыслителю, человек не по своей воле заброшен в бытие и обречен на страдания, которые окупаются привилегией быть, то есть быть избранником, способным познать горести и радости бытия.

The article is dedicated to the investigation of illusions in the work of Emil Cioran – French thinker of Rumanian origin. Cioran calls himself a skeptical, but his skepticism could not be reduced neither to negation nor to simple doubt; it includes the aspiration to lucidity and, therefore, to the multiplicity in the comprehension of human life. As a skeptical thinker, Cioran reveals several fundamental illusions, inherent to the human existence: the obsession by glory, the utopian persecution of the radiant future, and dethrones some prejudices related to the problems of death and suicide. According to Cioran’s existential skepticism, ontologically, non-being has the same rights as being, because anything that exists eventually is doomed to oblivion. Hence, he is warning about hasty and categorical judgments, as well as about attempts to construct universal philosophical systems. Cioran’s philosophy presupposes the desire to consider antipode of all phenomenon and to keep the principle of priority of existential doubts over unquestioning faith. According to the thinker, a man is thrown into being and doomed to sufferings against his will, but his sufferings are compensated by the privilege of being, i.e. to be the chosen one, capable of knowing joys and sorrows of life.

Полный текст>>