УДК 152.3

Злоказов К.В.
Деструктивность и идентичность личности // Антиномии: Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН).– 2014.– Т. 14. Вып. 1.– С. 61-73.

В статье представлен феномен деструктивности личности как способ формирования идентичности, реализуемый путем разрушения актуальных для субъекта социальных структур. Деструктивность рассматривается как форма активности субъекта, направленная на разрушение внешних структур и выстраивание собственного, отличного от других структурного образа (идентичности). Деструктивная активность в этом смысле не существует вне общества. Эта активность фиксируется в мотивационно-смысловой и регуляторной сферах, самосознании по отношению к функциям (роли, ритуалы, институты), объектам (собственное тело, предметы и конструкции) социального пространства. Ее асоциальный характер видится в исключении субъекта из социального контекста, либо уничтожении структур общества. Деструктивная активность приводит к асоциальным и просоциальным эффектам, влияющим на социальное функционирование субъекта, где асоциальность характеризуется нами как нарушение функционирования социальных структур и институтов, в том числе путем их уничтожения, отчуждением субъекта. Деструкция здесь способ избегания противоречий, связанных, например, с удовлетворением чрезмерно актуализированной потребности. Просоциальный эффект приводит к формированию идентичности субъекта в соответствии с требованиями взаимодействующих с ним социальных структур, синхронизации и модификации идентичности с актуальным социальным опытом.

The article describes the phenomenon of destructive personality as a way of identity formation, implemented by destroying of social structures, which are relevant to the subject. Destructiveness is seen as a form of subject's activity aimed at the destruction of external structures and building of his (her) own structure different from other structural images (identity). Activity in this sense does not exist outside the society. Such activity is recorded in the motivational and regulatory areas and in the self-consciousness in relation to the functions (roles, rituals, and institutions), objects (body, objects, and designs) of the social space. Its asocial character is seen as the exclusion of the subject from the social context, or as the destruction of the society’s structures. Destructive activity leads to antisocial and pro-social effects affecting social functioning entity where a-sociality is a break of the functioning of social structures and institutions through their destruction and alienation of the subject. Destruction is a way of avoiding conflicts, including those associated with excessive appreciation of actualized needs. Pro-social effect leads to the formation of the identity of the subject in accordance with the requirements of interacting social structures and modifying synchronization of identity with the current social experience.

Полный текст>>