Параметрическая модель PR-дискурса в свете прагматики, семантики, аксиологии
Селезнева Лариса Васильевна, кандидат филологических наук, доцент Российского государственного социального университета, член «Общества преподавателей русского языка и литературы «РОПРЯЛ», сопредседатель Ялтинского дискурсологического кружка, академик МА
Дата и время проведения семинара: 14.10.2019 понедельник, 15:00
Доклад посвящен проблемам категориального анализа и комплексного изучения PR-дискурса. На основе междисциплинарного подхода представлена целостная концепция PR-дискурса, позволившая разработать механизм его анализа и определить дискурсивный статус. В докладе обосновываются следующие положения:
PR-дискурс можно рассматривать как динамический и диалогический процесс текстопорождения и тексторецепции, обусловленный спецификой конкретной дискурсивной формации, реализованный в совокупности высказываний (текстов), принадлежащих к определенной, чаще всего институциональной, сфере (СМИ, политика, наука, искусство и т.д.), и представленный такими жанрами PR, как миссия, видение, IR-релиз, пресс-релиз, бэкграундер, биография, байлайнер, пресс-конференции, и т.д.
Онтологическая специфика PR-текста определяется его принадлежностью корпоративному субъекту, представленностью данного субъекта как объекта текста, особой направленностью на адресата - Архитектоника PR-дискурса представляется как взаимосвязь трех инстанций: креатор – референт – реципиент, манифестирующих свои дискурсивные функции в процессе порождения и рецепции текста.
Основным принципом построения PR-дискурса является взаимодействие центра и периферии в рамках ядерно-радиальной структуры, которая представлена дискурсивными формациями: предписывающей, фактуальной, представительской, новостной и дискурсивной формацией истеблишмента.
К условиям формирования целостности PR-дискурса относятся дискурсивные категории: порядок дискурса, дискурсивная тональность, позиционирование.
Специфика PR-дискурса проявляется в прагмасемантическом и аксиологическом аспектах (идеологическое маркирование высказываний субъекта PR-дискурса).
Имидж корпорации – это результат стратегического процесса формирования возможного мира дискурса, который использует «эффект подлинности» для позиционирования идеального образа корпорации, формируемого реципиентом при восприятии PR-текстов с их особой аксиологией.
В рамках доклада состоится презентация следующих монографий:
Селезнева Л.В. Параметрическая модель PR-дискурса: прагматика, семантика, аксиология: монография. — М. : ФЛИНТА, 2019. — 312 с. — (Научные дискуссии.)