Власова Н.Ю., Петрова Л.Е., Салмин Л.Ю., Трахтенберг А.Д., Ахьямова И.А.
Городской патриотизм как объект современных междисциплинарных исследований // Муниципалитет: экономика и управление. 2021. № 4 (37). С. 6-16. DOI: 10.22394/2304-3385-2021-4-6-16.
РИНЦ  список ВАК 

Понятие патриотизма актуально как для практики городского социокультурного проектирования, так и для научных изысканий. Представленное исследование ставит целью описать ключевые для социально-гуманитарных наук аспекты междисциплинарного анализа феномена «городской патриотизм» в рамках экономики, социологии, культурологии и политологии. Использованы теоретические методы (синтез и анализ, компаративный, историзма и пр.), проанализированы эмпирические данные (опросы общественного мнения, данные «Индекса качества городской среды» и пр.). Городской патриотизм рассматривается как разновидность локального патриотизма, объектом положительных эмоций (гордость) и поведения (забота, гражданское участие, солидарность и пр.) которого является территория, в данном случае - город. Социологическая оптика обращения к исследованию городского патриотизма предполагает акцент на социальной дифференциации горожан в отношении к месту своего проживания или к месту планируемого переезда. Городской патриотизм как чувство привязанности, гордости за свой город, желание служить ему является важным фактором повышения человеческого капитала территории, основой её конкурентоспособности. На примере Екатеринбурга описана институциональная картина формирования и укрепления городского патриотизма, начиная со стратегического проекта «Я - гражданин Екатеринбурга», целью которого было формирование активной гражданской позиции и чувства патриотизма у жителей города. С историко-политических позиций город и патриотизм связаны в европейской культуре с момента появления данного типа поселения. Ведь именно город изначально был той единицей, вокруг которой формируется понятие «государство». Экономический аспект рассмотрения городского патриотизма - это акцент на выгодах и издержках, которые может принести лояльность жителей и приезжих, характеристика того, к каким эффектам может привести любовь к городу. Патриотически настроенные люди принимают более выгодное для данной территории решения о покупках товаров и услуг. Важно, чтобы управленческие практики, направленные на поддержку местных производителей, не было спекулятивными, были грамотно позиционированы. Однако есть и примеры «успешной спекуляции» на патриотических чувствах (действия администрации мэра Нью-Йорка М. Блумберга по развитию Вест-Сайта Манхэттена). Культурологический аспект в изучении феномена городского патриотизма предполагает анализ формирования и восприятия культурных продуктов как связанных собственно с землей, вассальных (как это было в эпоху феодализма) и - в противоположность этому - горизонтальных связей, ценностных ориентиров. Обоснован междисциплинарный подход к изучению городского патриотизма, в рамках которого выделяются значимые аспекты описания экономистами, культурологами, политологами и социологами.

The concept of patriotism is relevant both for urban socio-cultural design practice and for scientific research. The purpose of the given research is to describe the aspects, key for social sciences and humanities, of the interdisciplinary analysis of the "urban patriotism" phenomenon in the framework of economics, sociology, cultural studies and political science. The authors used theoretical methods (synthesis and analysis, comparative, historicism, etc.) and analyzed empirical data (public opinion polls, "Urban Environment Quality Index" data, etc.). Urban patriotism is considered as a kind of local patriotism, where the object of positive emotions (pride) and behavior (care, civic participation, solidarity, etc.) is the territory, the city in this case. The sociological optics of exploring urban patriotism implies emphasizing social differentiation of city dwellers in relation to their place of residence or to the place of the perspective moving. Urban patriotism as a feeling of affection, pride in one's city, a desire to serve it, is an important factor of increasing the human capital of a territory, the foundations of its competitiveness. Through the example of Ekaterinburg, the institutional picture of the urban patriotism formation and strengthening is described, beginning with the "I am a citizen of Ekaterinburg" strategic project, aiming at active civic position and sense of patriotism development among the city residents. From the historical and political positions, the city and patriotism have been linked in European culture since the emergence of this type of settlement. It was the city that originally was the point around which the concept of "state" was formed. The economic aspect of considering urban patriotism is the emphasis on the benefits and costs that residents' and visitors' loyalty can bring, characterizing the effects of love for the city. Patriotically minded people make decisions to purchase goods and services that are more beneficial for a given territory. It is important that management practices aimed at supporting local producers are not speculative but well positioned. However, there are also examples of "successful speculation" on patriotic feelings (Mayor M. Bloomberg's New York administration actions to develop West Side of Manhattan). The culturological aspect of researching the phenomenon of urban patriotism implies analyzing the formation and perception of cultural products as related to the land itself, vassal (as in feudalism epoch) and, in contrast, horizontal connections, values. The interdisciplinary approach to exploring urban patriotism is justified, of with significant aspects of the description by economists, culturologists, political scientists and sociologists highlighted in its framework.

территориальное развитие, локальная идентичность, патриотизм
territorial development, local identity, patriotism


Полный текст>>