Фишман Л.Г.
Посткапитализм и последняя (анти)утопия нашего времени // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2020. № 2 (97). С. 40-53. DOI: 10.30570/2078-5089-2020-97-2-40-53.
WoS  РИНЦ  список ВАК 

В статье предпринята попытка выявить объективную роль, которую играют в современных обществах интерсекциональные дискурсы и политические движения. Не является ли ложным ощущение морального и интеллектуального превосходства, которое испытывают традиционные левые по отношению к «примитивным» концепциям интерсекционалистов? В какой мере интерсекционализм, часто окрашенный в левые идеологические тона, но подвергающийся ожесточенной критике не только справа, но и слева, соотносится с существующими сегодня проектами пост - капиталистического будущего? По мнению автора, кажущиеся надуманными или даже высосанными из пальца концепции интерсекционалистов и вытекающие из них практики, как бы неприятно это ни звучало для серьезных левых теоретиков, суть попытка расплатиться по их, серьезных левых теоретиков, векселям. Прежде всего речь идет о представлении, что капитализм не может быть преодолен, пока не достигнет достаточной зрелости, то есть в том числе пока в полной мере не развернутся те антропологические и культурные последствия, которые он обещает как «идеальный тип». Капитализм обречен искоренять предшествующие ему формы угнетения и порабощения людей, заменяя их собственными - более передовыми, более циничными, но в чем - то и гораздо менее тягостными, так как они не прикрыты разного рода лицемерием. Поэтому без устранения препятствий на пути реализации этой эмансипаторской капиталистической (анти)утопии ни о каком социализме, коммунизме или даже «посткапитализме» всерьез говорить не приходится. В статье показывается, что эту работу в настоящее время выполняет именно интерсекционализм, и концепции перехода к «посткапитализму» являются ему слабой альтернативой, оставаясь не более чем рациональным измышлением горстки интеллектуалов.

The article attempts to identify a true role that intersectional discourses and intersectional political movements play in modern societies. The feeling of moral and intellectual superiority experienced by the traditional left with respect to the “primitive” concepts of intersectionalists - is it false? To what extent does intersectionism, often ideologically painted with leftist tints, but subjected to fierce criticism from both the right and the left, correlate with the contemporary projects of the post - capitalist future? According to the author, the seemingly far - fetched intersectionalists' concepts and the ensued practices, no matter how unpleasant it may sound to profound left theorists, represent an attempt to pay off their debts. First of all, this is about the concept that capitalism cannot be overcome until it reaches sufficient maturity i.e., inter alia, until anthropological and cultural consequences that it promises as an “ideal type” fully unfold. Capitalism is doomed to eradicate the preceding forms of oppression and enslavement of people, replacing them with its own forms - more advanced, more cynical, but somewhat less painful, because they are not covered by all kinds of hypocrisy. Therefore, unless the obstacles to the realization of this emancipatory capitalist (dys)topia are removed, it is impossible to be serious about any type of socialism, communism, or even “post-capitalism”. The article shows that it is intersectionism that is currently removing such obstacles, while the concepts of transition to “post-capitalism” represent a weak alternative to intersectionism, remaining merely a rational myth of a cabal of intellectuals.

*Статья подготовлена в рамках работы по гранту РФФИ 19-011-00650 «Контуры посткапиталистического общества: перспективы и социальные противоречия».

интерсекционализм, утопия, антиутопия, посткапитализм
intersectionalism, utopia, dystopia, post-capitalism


Полный текст>>