Экзистенциальные основания невозможности коррупции
УДК 111:130.2:141.32:304:316.722:316.752:316.754
Биричева Е.В. Экзистенциальные основания невозможности коррупции // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: сб. тр. по итогам Третьей Всерос. науч. конф. с междунар. участием. Екатеринбург: Ин-т философии и права Урал. отд-ния Рос. акад. наук, 2019. С. 236-256.
В статье осмысляется проблема фундаментальных оснований, которые могли бы стать надежной опорой в противостоянии феномену коррупции. Предлагается рассмотреть экзистенциальный уровень поступков, принятия решений, совершения выбора, поскольку они имеют место в личностном пространстве ценностных ориентиров и внутренних нравственных требований индивида. Для анализа причин совершения противоправных и этически неприемлемых поступков вводится понятие внутреннего Другого, со-относящей структуры человеческого восприятия, ответственной за рефлексию в целом и за оценку собственных действий в частности. Ставятся вопросы о том, как работает данная внутренняя контролирующая инстанция, почему не у всех людей она эффективна и каким образом можно способствовать ее продуктивному функционированию. Обнаруживается, что исходя из предельных экзистенциальных оснований формируются типы внутреннего Другого и выстраиваются способы бытия, которые в разных культурах различаются. Осмысляются особенности переживания угрозы небытия и способа экзистенциального противостояния ей в отечественной культуре. Делается вывод о радикальных различиях оснований культурных традиций в сфере осуществления людьми социально значимых поступков, в связи с чем поднимается проблема «рождения» законов, имманентных отечественной культуре, в противоположность копированию западных норм. Раскрываются глубинные механизмы, которые, при внешнем сходстве систем с западными, обусловливают распространение коррупции на отечественной почве в силу возможностей ее культурных кодов, открывающихся для смещения ценностных полюсов. Поскольку каждый усваивает данные коды через язык и среду социокультурных связей с детства, предполагается, что наиболее продуктивной, хотя и долгосрочной, стратегией может стать внимание к раннему ценностному воспитанию на основании развития воли и самоконтроля в структуре внутреннего Другого.
Abstract. The article studies the question of fundamental grounds, which might have become a reliable support for opposing the phenomenon of corruption. Existential level is offered as an optics for dealing with acts, making decisions, and choices due to their localization in the personal space of axiological reference points, and of individual ethical demands. Meaning a kind of co-relating structure of the human perception, which is responsible for reflection, in general, and for evaluation of the own acts, in particular, the notion of “inner Other” is used in order to analyze causes of unlawful and ethically unacceptable acts. Further, the article poses questions on the mechanisms of working of this inner instance of control, the causes for ineffectiveness of such structure in some cases, and the ways of its productive stimulation. The type of “inner Other” and the way of being are discovered in the light of the ultimate existential grounds, which differ in different cultures. Through comprehending the features of experiencing the threat of non-being, and the way of existential opposing to in the Russian culture, conclusion is made about fundamental differences in the grounds of cultural traditions in the field of socially significant actions. In this regard, the next question concerning the “birth” of laws arises, which might be immanent to the domestic culture in opposition to copying western norms. Deep mechanisms as conditions of corruption proliferation on the Russian ground due to the possibility for shifting axiological “magnetic poles” of its cultural codes are revealed. Due to the assimilating these codes through the language and sociocultural relations in the childhood, the most productive, though long-term strategy is proposed in the sphere of early axiological education, based on the development of will and self-control within the structure of “inner Other”.