Максима «коммунизма» в этическом кодексе Роберта Мертона и ее действие в эпистемологическом дискурсе традиционного общества
Васечко В.Ю. Максима «коммунизма» в этическом кодексе Роберта Мертона и ее действие в эпистемологическом дискурсе традиционного общества // Философия науки и техники. 2021. Т. 26. № 2. С. 148-163. DOI: 10.21146/2413-9084-2021-26-2-148-163. список ВАК
В статье рассматривается одна из максим кодекса научного этоса, сформулированного в 1942 г. Р.К. Мертоном, а именно «коммунизм» (переводимый также как «коммунализм» и «коллективизм»). Хотя кодекс Мертона был выведен на основании исследования взаимоотношений в среде европейских ученых, начиная с XVII в., автор обосновывает возможность применения этой максимы для характеристики коммуникации, складывающейся между субъектами эпистемологического дискурса в традиционном обществе, в первую очередь, в цивилизациях древнего и средневекового Востока (древние Египет и Вавилон, Индия, Китай, арабо-мусульманский мир). Эпистемологическое измерение «коммунизма» оказывается релевантным при условии допущения существования исследовательской коммуны - сообщества исследователей, объединенных общими когнитивными и профессиональными установками. Эта коммуна охватывает не только реально живущих людей, выступающих в различных когнитивных ролях (первопроходцев, комментаторов, экспертов, аналитиков или популяризаторов), но и лиц, представленных виртуально. Последними выступают либо авторы сохранившихся сочинений, определяющих формат и проблемное поле исследуемого эпистемологического фрагмента, либо будущие продолжатели исследования, которые подключатся к нему спустя некоторое время. Нарушения этических принципов, имплицитно предполагаемых этой максимой (таких, как полное взаимное доверие и равноправие между участниками исследования, уважение к достигнутым другими результатам, приоритет общих целей над личностной конкуренцией и т.д.) воспринимаются как измены духу науки и поведение, достойное порицания. Несмотря на межличностные и межгрупповые конфликты, сопровождающие исследовательскую работу, взгляд на знание как на общую, коммунальную собственность содружества ученых или, в крайнем случае, данного их коллектива, является важным фактором результативности научных поисков, а приватизация знания и его тотальное засекречивание, характерное для периодов научного застоя, сопровождается разрывом контактов между субъектами дискурса и угасанием интереса к кардинальным, прорывным, новаторским эпистемологическим проблемам.
The article examines one of the maxims of the code of scientific ethos, formulated in 1942 by R.K. Merton, namely "communism" (translated in Russian also as "communalism" and "collectivism"). Although the Merton Code was derived from the study of relationships among European scientists since the 17th century, the author substantiates the possibility of using this maxim to characterize the communication that develops between the subjects of epistemological discourse in traditional society, primarily in the civilizations of the ancient and medieval East (ancient Egypt and Babylon, India, China, the Arab-Muslim world). The epistemological dimension of "communism" is rendered relevant, provided that the research community, a community of researchers, is united by common cognitive and professional attitudes. This commune covers not only real-life people performing in various cognitive roles (pioneers, commentators, experts, analysts or popularizers), but also individuals represented virtually. The latter are either the authors of the surviving works, determining the format and problem field of definite epistemological fragment, or future successors of the study, which will connect to it after a while. Violations of ethical principles implicitly perceived by this maxim (such as full mutual trust and equality among study participants, respect for results achieved by others, the priority of common goals over personal competition, etc.) are perceived as treasonous to the spirit of science and behavior worthy of censure. Despite interpersonal and inter-group conflicts accompanying the research work, the view of knowledge as a common, communal property of a commonwealth of scientists or, at least, this team, is an important factor in the effectiveness of scientific research. On the contrary, the privatization of knowledge and its total secrecy, characteristic of periods of scientific stagnation, is accompanied by a break of contacts between the subjects of discourse and the fading of interest in cardinal, breakthrough, innovative epistemological problems.
нормы научного этоса, Р.К. Мертон, эпистемологический дискурс, традиционное общество, коммунизм, исследовательская коммуна, невидимый колледж, кумулятивизм
norms of scientific ethos, R.K. Merton, epistemological discourse, traditional society, communism, research commune, invisible college, cumulativism