УДК 316.334:371(470.51)(045)

Рубцова В.Ю.
Практики изучения истории родного края в школах Удмуртии // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2025. Т. 9. № 4. С. 444-457. DOI: 10.35634/2587-9030-2025-9-4-447-457.
РИНЦ  список ВАК 

В статье описаны результаты двухэтапного эмпирического исследования, состоящего из серии интервью и массового опроса учителей истории и обществознания на тему практик изучения истории родного края в школах Удмуртии. Первый этап был проведен в период с февраля по март 2025 года, было проинтервьюировано 32 информанта. Второй этап выполнен в период с конца марта по апрель 2025 года, было опрошено 182 респондента. В выборку обоих этапов вошли учителя истории и обществознания сельских и городских школ Удмуртии. Представлено сравнение существующих практик изучения локальной истории, рассмотренных исследователями в области этнокультурного образования, результатов двухэтапного эмпирического исследования, отражающего опыт учителей, и будущего курса «История нашего края», который включен в образовательную программу с 1 сентября 2025 года. Выполнена интерпретация основных понятий, используемых при изучении локальной истории: краеведение, этнокультурное образование, этнокультурные ценности, этнокультурная составляющая. Проведен вторичный анализ исследований практик изучения истории родного края в школах Удмуртской Республики: рабочих программах, методов и форматов обучения, этапов становления предметной области в регионе. Определено отношение учителей истории и обществознания к новому курсу «История нашего края». Описаны формы занятий, характерные для разного масштаба локальной истории, рассмотрены наиболее часто упоминаемые на уроках события из истории региона. Выявлены сложности, с которыми сталкиваются учителя при проведении занятий по истории родного края, представлены предложения респондентов по данным занятиям. Определены наиболее перспективные предметные области для формирования этнокультурных ценностей в рамках программы обучения школьников. Выявлено место истории родного края в сравнении с историей России и мировой историей в представлениях учителей и учеников. Рассмотрены факторы эмоциональной вовлеченности при работе учителей с материалами этнокультурной составляющей. Дана оценка перспектив нового курса «История нашего края» в контексте изучения истории Удмуртии.

The article describes the results of a two-stage empirical study consisting of a series of interviews and a mass survey of history and social theory teachers on the topic of practices for studying the history of their native land in schools across the Udmurt republic. The first stage was conducted from February to March 2025, 32 informants were interviewed. The second stage was carried out from the end of March to April 2025, 182 respondents were interviewed. The sample of both stages included history and social science teachers of rural and urban schools in Udmurtia. A comparison of existing practices for studying local history, considered by researchers in the field of ethnocultural education, the results of a two-stage empirical study reflecting the experience of teachers, and the future course "History of Our Region", which will be introduced on September 1, 2025, is presented. An interpretation of the main concepts used in the study of local history is given: local history, ethnocultural education, ethnocultural values, ethnocultural component. A secondary analysis of the research of the practices of studying the history of native land in schools of the Udmurt Republic was conducted, including work programs, methods and formats of teaching, stages of formation of the subject area in the region. The attitude of history and social science teachers to the new course "History of Our Region" was determined. The forms of classes typical for different scales of local history are described, the most frequently mentioned events from the history of the region in lessons are considered. The difficulties that teachers face when conducting classes on the history of their native land are identified, and respondents' suggestions for these classes are presented. The most promising subject areas for the formation of ethnocultural values in the framework of the school curriculum are determined. The place of the history of the native land in comparison with the history of Russia and world history in the views of teachers and students is revealed. The factors of emotional involvement in the work of teachers with materials of the ethnocultural component are considered. An assessment of the prospects of the new course "History of Our Region" in the context of studying the history of Udmurtia is given.

локальная история, социальная память, история нашего края, краеведение, социология образования, история Удмуртии, этнокультурное образование
local history, social memory, history of our region, regional studies, sociology of education, history of Udmurtia, ethnocultural education


Полный текст>>