УДК 342

Нечкин А.В., Руденко В.В.
Участие гражданского общества в мониторинге правоприменения в России // Правовое государство: теория и практика. 2025. № 2 (80). С. 5-13. DOI: 10.33184/pravgos-2025.2.1.
РИНЦ  список ВАК 

Актуальными задачами в рамках дальнейшего развития правовой системы Российской Федерации являются разработка единого общефедерального кодифицированного нормативного правого акта, регулирующего вопросы проведения правового мониторинга, в том числе мониторинга правоприменения, а также разработка действенных механизмов участия институтов гражданского общества в мониторинге правоприменения для повышения его реальной эффективности.
Цель: определение путей совершенствования законодательства Российской Федерации по вопросам участия институтов гражданского общества в мониторинге правоприменения и развития института общественного мониторинга правоприменения.
Методы: юридической компаративистики, толкования юридических норм, формально-юридический и правовой герменевтики. По итогам проведенного исследования авторы пришли к выводу, что в России предусмотрена возможность участия граждан и общественных объединений в мониторинге правоприменения, однако юридические механизмы реализации данной возможности не установлены, общественность привлекается к мониторингу крайне редко. Вместе с тем участие общественности в мониторинге может повысить его эффективность и обеспечить учет интересов широких слоев населения. Авторы полагают, что совершенствование действующей нормативной правовой базы, регулирующей осуществление мониторинга правоприменения в Российской Федерации, должно идти по пути принятия единого федерального закона о правовом мониторинге в Российской Федерации, в котором можно было бы урегулировать и вопросы участия широкого круга институтов гражданского общества.

An urgent task within the framework of further development of the legal system of the Russian Federation is the development of a unified federal codified normative legal act regulating the issues of legal monitoring, including law enforcement monitoring. The development of effective mechanisms for the participation of civil society institutions in law enforcement monitoring to increase its real effectiveness also remains an actual task.
Purpose: to determine ways to improve the legislation of the Russian Federation on the participation of civil society institutions in law enforcement monitoring and to develop the institution of public monitoring of law enforcement.
Methods: legal comparativistics, interpretation of legal norms, formal-legal and legal hermeneutics.
Results: based on the results of the study, the authors conclude that in Russia there is an opportunity for citizens and public associations to participate in law enforcement monitoring, but legal mechanisms for implementing this opportunity have not been established, the public is extremely rarely involved in monitoring. At the same time, public participation in monitoring can increase its effectiveness and ensure that the interests of the general public are taken into account. The authors believe that the improvement of the current regulatory framework governing the implementation of law enforcement monitoring in the Russian Federation should follow the path of adopting a unified federal law on legal monitoring in the Russian Federation, which could also regulate the participation of a wide range of civil society institutions.

мониторинг правоприменения, правовой мониторинг, гражданское общество, граждане, общественный мониторинг, эффективность права
law enforcement monitoring, legal monitoring, civil society, citizens, public monitoring, effectiveness of law


Полный текст>>