2-6 июля 2025 года в Перми состоялся XVI Конгресс антропологов и этнологов России, на котором старший научный сотрудник Института философии и права УрО РАН Павел Костогрызов представил доклад "Юридическая антропология в России — все еще в поиске парадигмы?" в рамках секции "Современные подходы в изучении коренных народов Америки".
Юридическая антропология, в советские годы существовавшая, как и другие гуманитарные дисциплины, в искусственно созданных узких рамках марксистской идеологической псевдопарадигмы, стала активно развиваться с 1990-х годов. За постсоветские десятилетия выявились определенные тенденции этого развития.
Во-первых, это оформление двух почти не пересекающихся и мало взаимодействующих научных сообществ — антропологов и юристов. Каждое из них вырабатывает не только собственные теоретико-методологические подходы, но и особый научный язык и собственный взгляд на предмет изучения юридической антропологии. Попытки их сближения пока не увенчались успехом. Таким образом, вместо предполагавшейся (и провозглашавшейся) междисциплинарности возникает ситуация "двудисциплинарности", т.е. формирования под одним названием двух фактически разных дисциплин. Во-вторых, разрыв между "высокой теорией" и эмпирическими исследованиями. В-третьих, методологический эклектизм, проявляющийся, в частности, в сосуществовании концепций, заимствованных из современной западной науки ("правовой плюрализм") и доставшихся по наследству от идеологизированной советской ("мононормы"). Все это свидетельствует, что отечественная юридическая антропология находится в предпарадигмальном состоянии.
Также Павел Костогрызов выступил с докладом "Латиноамериканская юридическая антропология и коренные народы региона: новые подходы, методы, результаты" в рамках секции "Теоретические знания в современной этнологии и антропологии".
Юридическая антропология в Латинской Америке — сравнительно молодая субдисциплина, период формирования которой пришелся на 1990-е годы. Тем не менее за эти десятилетия она достигла серьезных результатов как в эмпирическом изучении юридического быта населения стран региона, так и в теоретическом осмыслении полученных данных. Латиноамериканские ученые не только активно участвуют в международных дискуссиях по актуальным вопросам антропологической теории и методологии, но и разрабатывают собственные оригинальные подходы и концепции.
Испытав в период становления сильное влияние англосаксонской научной традиции, латиноамериканская юридическая антропология остается открытой новым теоретическим веяниям (нео- и постмарксизм, феминизм, гендерные исследования и т. д.). При этом она не слепо следует за "научной модой", а активно осваивая новый научный инструментарий, творчески прилагает его к социально-правовой реальности своего региона и ищет собственные методологические и теоретические решения.
Несмотря на расширение предметного поля антропологических исследований, коренные народы остаются в центре внимания юридической антропологии в странах Латинской Америки. Основные темы исследования: права этнических сообществ (индейцы, негры), собственное право коренных народов, правовой плюрализм и интерлегальность, права человека (особенно под углом зрения критики универсалистского подхода), динамика общинных институтов (в противовес распространенному взгляду на них как на нечто архаическое и неизменное).
Латиноамериканскую юридическую антропологию отличают такие черты как: вовлеченность, политическая ангажированность, в основном левого толка, освободительный пафос, деколониальность, нацеленность на совершенствование социальной практики через политические и законодательные меры или непосредственное воздействие на изучаемые сообщества, методологическая открытость. Основные методы: исследование-действие, коллаборативная (сотрудничающая) этнография, которая порывает с видением ученого и "туземца" как субъекта и объекта исследования и вместо него предлагает межкультурный диалог исследователя с изучаемым сообществом.
Тезисы Юридическая антропология в России — все еще в поиске парадигмы?