Чтение и письмо в преподавании философии: методические заметки о практикуме
Воробьева М.В., Кочухова Е.С. Чтение и письмо в преподавании философии: методические заметки о практикуме // Образовательная модель свободных искусств и наук: мировой и российский опыт / под ред. А.Л. Кудрина, Д.Е. Раскова, Д.В. Кадочникова. М.; СПб.: Издательство Института Гайдара, 2021. С. 490-510.
На примере создания практикума по общему курсу философии авторы обосновывают, что методики чтения и письма, применяющиеся в системе либерального образования, могут быть интегрированы в образовательные программы любого вуза. Авторы рассматривают практикум как методический инструмент, позволяющий передать установку либерального образования на формирование критического мышления и обеспечить условия для изучения студентами философских текстов. В статье представлены и прокомментированы наиболее часто употребляемые авторами в образовательном процессе методики, а также описаны принципы решения основных вопросов, возникших при подготовке практикума, объяснен смысл и назначение используемых методик чтения и письма, указано на затруднения, которые могут возникнуть при внедрении данных методик.
The article presents a tutorial on philosophy as a tool that allow to integrate reading and writing practices from the system of liberal education into educational programs of any university. The authors substantiate this thesis based on their own experience with the use of liberal education practices for teaching the philosophy to non-humanities majors at a regional Russian university. This article aims to present the tutorial as a teaching tool that allows to provide conditions for students to study philosophical texts, and to introduce the idea of critical thinking. The authors describe question that they face during tutorial’s creation, describe the main reading and writing tasks, critically analyze its adaptation to the teaching process, propose set of methods for classroom studies and for students’ homework. In particular, the methods most often used by the authors in the teaching process are presented and commented.
либеральное образование, письмо и чтение, преподавание философии, практикум
liberal education, writing and reading, teaching philosophy, tutorial